I'm your man
Дорогие друзья! 21 сентября 1934 года в Монреале, в Канаде, родился прозаик, поэт, автор и исполнитель собственных песен Леонард Норман Коэн.
Его отец, Натан Коэн, имевший польские корни, был владельцем известного магазина одежды и умер, когда Леонарду было девять лет. Мать была иммигранткой из Литвы. Родные Леонарда, как и другие евреи с фамилиями Коэн, Кац и Каган, считаются потомками храмовых священнослужителей. Сам Коэн вспоминает об этом так: «У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона». Он ходил в еврейскую школу, где учился вместе с поэтом Ирвингом Лайтоном.
В 13 лет, чтобы произвести впечатление на девушку, он впервые взял в руки гитару, но через два года играл уже настолько прилично, что мог выступать в местных кафе. В 15 лет он открыл для себя испанского поэта Гарсиа Лорку, который поразил его воображение. За дипломом о высшем образовании Леонард поехал в Англию. Быстро сориентировавшись, он тут же собрал кантри-трио, которое называлось "Buckskin Boys". Параллельно начал запоем сочинять стихи и стал своим человеком в местной поэтической богеме. В 1951 году Коэн поступил в университет Макгилла, где стал президентом Канадского университетского общества межколлегиальных дебатов. В то время наибольшее влияние на него оказали Уильям Йейтс, Уолт Уитмен и Генри Миллер. Окончив университет, Коэн проучился один семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете.
В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра, он писал опубликованные затем романы "The Favourite Game" («Любимая игра») и "Beautiful Losers" («Прекрасные неудачники»). Первый из них представляет собой автобиографический роман воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.
Проза Коэна принесла ему международное признание. Журнал "Boston Globe" на публикацию второго романа откликнулся рецензией, полной дифирамбов: "Джеймс Джойс не умер, – утверждал восторженный критик. – Он живет в Монреале и зовут его Леонард Коэн". На сегодняшний день каждый из его романов разошелся тиражом более 800 тысяч экземпляров.
К этому времени немалым спросом начали пользоваться и его песни, которые он не переставал писать вот уже пятнадцать лет. Коэн, уже успевший обзавестись семьей, решил направить свою судьбу в совершенно другое русло. Он вернулся в Соединенные Штаты и обосновался в Нэшвиле. Вывести его карьеру на новую – музыкальную – орбиту помогла звезда фолк-рока 60-х Джуди Коллинз (Judy Collins). Для своего альбома 1966 года "In My Life" она записала две его композиции, "Suzanne" и "Dress Rehearsal Rag". Песня "Suzanne" оказалась невероятно популярной и надолго обосновалась в радиоэфире, оставшись к тому же одним из самых известных хитов в карьере Коллинз. Это прибавило музыканту решимости и самому попробовать себя на сцене, благо, знакомств среди фолк-певцов у него уже было предостаточно, и чем живет артистический мир он хорошо знал.
Леонард записывал один популярный альбом за другим, варьируя аранжировки от минималистичного фолк-рока до синтезаторных сюит с мягким женским бэк-вокалом, но в 1994 году решил оставить сцену. Долгих пять лет он жил в дзэн-буддийском монастыре, приняв имя Jikhan, означающее «молчание», и вернулся с новым альбомом лишь в 2001-м году.
В 2008 году Коэн объявил о начале давно ожидаемого концертного тура, первого за последние 15 лет. Он стартовал во Фредериктоне, продолжился в различных городах Европы и Канады, включал выступления на фестивале "The Big Chill" и джазовом фестивале в Монреале и получал восторженные отзывы критиков. Подлинную овацию вызвало исполнение песни "Hallelujah" на Глэстенберийском фестивале во время заката. 7 октября 2010 года состоялся первый и единственный концерт Леонарда Коэна в России, с огромным успехом прошедший в Кремле. Перед началом концерта у Кутафьей башни была давка, а в Александровском саду очередь на вход растянулась на две сотни метров.
Вскоре Коэн был введён в американский Зал славы рок-н-ролла – в знак вхождения его «в высший эшелон наиболее влиятельных музыкантов эпохи».
В 2011 году ему присуждена Премия Принца Астурийского.
Коэн часто говорил о том, что написание песен для него – тяжёлый процесс. Одна лишь песня "The Future", по его словам, переписывалась десятки раз. В одном из интервью Коэн рассказал следующую историю: "Несколько лет назад мы с Бобом Диланом пили кофе в Париже. В то время он исполнял песню "Hallelujah" на своих концертах и спросил меня, сколько времени ушло на её написание. Я сказал: «Два года, почти целиком». Он был в шоке. Затем мы заговорили о его песне "I And I", и я спросил: «Сколько времени ты потратил на то, чтобы написать её?» Он сказал: «Практически 15 минут». Я чуть не упал со стула. И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на "Hallelujah" ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять".
Леонард Коэн не оставлял сцену до самой смерти, которая настигла его 7 ноября 2016 года. Он ушёл в возрасте 82 лет в своём доме в Лос-Анджелесе, а о смерти было объявлено 10 ноября 2016 года. В этот же день он был похоронен на еврейском кладбище Шаар Хашомайим в Уэстмаунте (Монреаль, Канада).
С уваЖЕНИем, Гимер.
P.S. Несколько известных цитат Леонарда Коэна:
*Все, что я говорю вам сейчас, — это оправдание за то, что я сказал кому-то другому.
*Поэзия — это доказательство жизни. Если твоя жизнь пылает, поэзия — это ее пепел.
*Утрата — это мать творчества.
*В любом выдающемся творчестве всегда содержится разрушительный элемент — и именно он доставляет нам истинное удовольствие. Разрушение неприемлемо только в том случае, когда дело касается политической или социальной жизни. В том, что мы зовем искусством, разрушительность — это одна из самых желанных характеристик.
*Во всем есть разлом. Только так свет может попасть внутрь.
*Не надо противиться чуду.
*С семи до одиннадцати — это большой кусок жизни, полный притупления и забытья. В этом возрасте мы постепенно теряем дар общения с животными, а птицы перестают садиться на наши подоконники, чтобы поболтать. Постепенно наши глаза привыкают к тому, что видят, и начинают оберегать нас от чуда.
*Эта война будет вечной: война между теми, кто говорит, что война идет, и теми, кто говорит, что никакой войны нет.
*Позвольте судьям разочароваться в правосудии — и их приговоры будут более точными. Позвольте генералам разочароваться в победе — и убийство будет считаться позорным. Позвольте священникам разочароваться в вере — и их сострадание станет истинным.
*Я не считаю себя пессимистом. Пессимист, я полагаю, это тот, кто ждет, что вот-вот начнется дождь. А я и так чувствую себя вымокшим до нитки.
*Я чувствую необычайную легкость от того, что не беспокоюсь о своем счастье. Хотя, конечно, есть вещи, которые делают меня счастливым: когда я вижу, что у моих детей все хорошо, и когда я смотрю на собаку своей дочери. А еще — бокал вина.
*Я пью перед каждым концертом. Это профессиональное. А вот после концерта пить незачем.
*Только в Канаде человек с таким голосом, как у меня, может победить в номинации «Вокалист года».
*Я бы не хотел производить впечатление особого знатока музыки, но все же я чуть лучше, чем принято полагать. Знаете, люди поговаривают, что я владею всего тремя аккордами, в то время как на самом деле я знаю целых пять.
*Когда-то мы играли музыку для забавы, и гораздо больше, чем играют сейчас. А сегодня никто даже не расчехлит гитару, если за это не заплатили авансом.
*Если бы я знал, откуда приходят хорошие песни, я бы старался бывать там гораздо чаще.
*Я всегда считал себя второстепенным автором. Моя вотчина очень мала, но я пытаюсь исследовать ее со всей тщательностью.
*Я не хочу создавать что-то для того, чтобы мне платили. Я хочу, чтобы мне платили за то, что я что-то создаю.
*Я старый филолог, который сегодня выглядит лучше, чем выглядел тогда, когда был молод. Вот что сидение на заднице делает с твоим лицом.
*Я никогда не любил появляться на людях, и я по-настоящему ценю тот момент, когда закрываю за собой дверь отеля, в котором живу.
*Я никогда не обсуждаю своих женщин и своих портных.
*Не бойся выглядеть усталым.
*Я могу дать вам только один совет: не начинайте учить греческий.
*Никогда не приобретай себе то, с чем тебе будет жалко расстаться.
*Я знаю, что где-то есть око, которое наблюдает за каждым из нас. И есть суд, который когда-нибудь взвесит все, что мы делаем.
*Нельзя вечно бояться смерти. Потому что когда-то она придет и заберет этот страх вместе с твоей жизнью. К тому же с возрастом у каждого человека начинают умирать клетки мозга, ответственные за страх.
*Я не слишком-то часто думаю о смерти, но в определенные периоды жизни тебе становится очевидно, что твое время не вечно. Теннесси Уильямс сказал: «Жизнь — это милая, ладно скроенная пьеса — за исключением третьего акта». Возможно, я сейчас нахожусь именно в третьем акте — когда ты еще пользуешься преимуществом своего опыта, полученного из первых двух. А вот то, чем все кончится, — это уже мое личное дело.
*Чем старше я становлюсь, тем очевиднее мне становится, что я не ведущий на этом шоу.
#LeonardCohen #JazzCalendar #Vocal #ZheniaGimer #21SeptemberJazz
